Translate

вторник, 5 февраля 2019 г.

О казахстанской трагедии


Трагедия 5 детей в Астане - это результат всех нас вместе. Только недавно на Совещании говорили об этом, как будто предчувствовал Глава Государства.

1) Очень часто езжу в Астану, останавливаюсь в съёмных квартирах. Каждый раз оказываюсь в квартирах или депутата, или судьи или еще какого госслужащего. При этом в некоторых районах - выданные квартиры пустуют или ремонтируются через 1 год, а то и больше. Возникает вывод: хватить уже брать квартиры вне очереди госслужащим по 10 раз, на всех членов молодой семьи. Нужно давать поскорее тем, кто ожидает по 4-5 лет, а может и больше. Люди живут в центре столицы в хибарах, в условиях, которые сложно представит. А опытные госслужащие уже научились по 10 и более раз оформлять квартиры на себя и на своих родственников и подставных лиц. И при этом нет проверяющего органа.

2) За последние 5 лет, национальные активы снизились cо 105 млрд. долларов до 50 млрд. долларов. За такой объем национального фонда можно было в стране всех обеспечить жильем на 100% и по 2 раза работой. Однако, эти средства были направлены в банки и госорганы, где конечно большой пирог упал в карманы ограниченного количества банкиров и недобросовестных лидеров политики. При этом всех сделали должными и стали блокировать счета, выезд зарубеж связывая это с неуплатой, а по словам населения национальной безопасностью, так как все это нарушало права граждан, которым пользовались недобросовестные отв. работники.

3) Кадровый вопрос. Проблемы такого масштаба - это ответственность всех. Все зависит от работы кадров. От работы проверяющего органа. От работы социальных органов и образования. В частном строительстве и домовладении, у нас вообще нет стандартов и ЖКХ. Нужен новый закон.

4) Система мониторинга и контроля. У нас глава исполнительной системы района, города и выше, всегда глава политической системы. Так нельзя. Нужно, чтоб на уровне городов, областей, главы маслихатов и политических партии были разные люди, которые могли контролировать исполнительную и правоохранительную системы, т.е. друг друга. Т.е. акимы не должны быть одновременно главами исполнительной, правоохранительной и политической системы. Депутатами маслихата должны быть представители населения и контролировать со своей части исполнительную и правоохранительную власть. Считаю, что также нужно усилят надзорные функции прокуратуры в финансовой и других сферах.

Недавно встретил руководителя строительной компании, который признался, что если в Шымкенте платил 10% за выигрыш в тендере, то в Астане отдавал по 30% от суммы тендера на строительство. При этом, если в Шымкенте давали 30 млн. тенге, то за аналогический объект в Астане давали 90 млн. тенге. За этой разницей и бардаком никто не следит.

В целом, университеты и институты должны получать от разных надзорных органов и политических структур заказы на исследования и выявлять проблемы заранее. Тогда и сами госорганы начнут выделять инвестиции на исследования своих проблем.

5) Вопрос образования и самообразования. Если бы проверяющие, выдающие жилье в акиматах и родители получили бы правильное образование в школьные годы, в колледже или университете, то они бы не допустили бы такого. Конечно, это тоже можно было исправить, если бы уже за 5 детей выдали бы хоть какое то жилье.

Самое сложное в этой ситуации родителям и новым руководителям, которые должны теперь ответит за ошибки прошлого.

Да простит нас Господь за наши грехи и убережет нас от подобных ошибок в будущем. Мои глубокие соболезнования родителям и народу. Иманды Босын! 

пятница, 1 февраля 2019 г.

Потенциал торговли между Европой и Азией


Торговля имеет важное значение для развития экономики, благосостояния граждан и интеграции экономик в глобальную систему эффективного производства.
В данном сообщении, хотелось бы обратить внимание на объемы торговли и потенциал, который имеет Казахстан и другие страны Центральной Азии. В тоже время, хотелось бы подчеркнуть некоторые важные замечания для того, чтобы способствовать развитию торговли через создание единой политики и системы тарифов в единой экономической зоне стран Центральной Азии.

Согласно данным Европейской комиссии (далее ЕК), по состоянию на 2016 год, внешнеторговый оборот между Европой и Азией составлял более 1,4 триллиона евро {1}. За 2017 год, внешнеторговый оборот между странами Европы и Центральной Азии составил 26,5 миллиарда евро {2}. При этом внешнеторговый оборот Казахстана со странами ЕС, в 2017 году составил 26,3 миллиарда евро{3}, Узбекистана 2,2 миллиарда евро{4}.

Из статистики, можно сделать вывод о том, что данные Европейской комиссии не совпадают с данными Казахстана и Узбекистана, где торговый оборот только двух стран превышает статистические данные ЕС. Возможно, большая часть товаров остается в странах между ЕС и Центральной Азией. Но это не самое главное.

Важно то, что торговля ЕС и ЦА составляет менее 1,5% от объема торговли между Азией и Европой. Именно это является показателем того, что Казахстан и страны Центральные Азии имеют огромный потенциал для восполнения рынков Европы и Азии, как страны которые находятся между 2 большими регионами. Не только транзитным коридором.

Давайте посмотрим, что же импортирует Европа из Центральной Азии. Из данных ЕК, можно увидеть, что 92,7% от 18,3 миллиарда евро - это группа сырьевых товаров, 3,8% - это производственные товары, и 3,5% - это другие группы продукции и товаров. При этом, нужно отметить о том, что 1,3% - это сельхоз продукция и 0,2% - рыбная продукция.

Теперь, давайте посмотрим, что импортирует Европа из стран Азии. Из данных ЕК, можно посмотреть, что 84,3% от 774,4 миллиарда евро - это производственные товары, 13,6% - это первичные товары и 1,8% - это другие производственные и прочие товары. При этом продукция сельского хозяйства составляет 3,1% (24 миллиарда евро) и рыбной продукции 0,7% (5,4 миллиарда евро).

А теперь посмотрим, что же Азия импортирует из Европы. Из данных ЕК, можно увидеть, что 83% - это производственные товары, 14,1% - это первичные товары и 2,8% - это другие производственные и прочие товары. Импорт сельхозпродукции из Европы в Азию составляет около 8% (почти 50 миллиардов евро) и рыбы 0,3% (1,6 миллиарда евро).

Все это говорит о том, что есть огромные потенциал для развития промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики Казахстана и стран Центральной Азии.

Таким образом, для Казахстана и стран Центральной Азии необходимо обратить внимание на:
1) систему управления бизнесом и управления качеством;
2) сертификацию качества бизнеса и товаров;
3) систему логистики;
4) качество дорог, ж/д путей;
5) систему упаковки и брендирования продукции;
6) сферу транспортных услуг и другие.

Теперь давайте посмотрим, что же планируется на будущее. Согласно данным Всемирного экономического форума {5}, на развитие инфраструктуры между Европой и Азией планируется инвестировать 1,5 триллиона долларов США на 2021-2030 годы. При этом, это только на развитие транспортной инфраструктуры.

Подытоживая могу отметить, что моей задачей является не только предоставление информации и возможностей для развития экономики в целом, но и индивидуальная поддержка нашему бизнесу для выхода на новые уровни отношений и работы путем внедрения  системы управления и развития бизнеса, который разработал с учетом работы на практике в более 100 проектах. Для получения информации по системе управления и развития бизнесом, прошу обратиться с запросом или на ватцап +7705 863 67 33.

Интересуют эксперты по торговле или анализ торговли в различных странах? 
По вопросам и за дополнительной информацией, просим обращаться или написать мне. А также подписаться на мой блог, чтобы не упустить важные тематики развития.
 

Источники:
1) Торговля между Европой и Азией, Европейская комиссия: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2011/january/tradoc_147207.pdf
2) Торговля между Европой и Центральной Азией, Европейская комиссия: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2013/november/tradoc_151896.pdf
3) Торговля между ЕС и Казахстаном: http://kgd.gov.kz/ru/exp_trade_files
4) Торговля между ЕС и Узбекистаном: https://www.ictsd.org/bridges-news/мосты/news/узбекистан-заинтересован-в-получении-от-ес-новых-торговых-преференций/
5) Объем инвестиций в транспортную инфраструктуру, Всемирный экономический форум: https://www.weforum.org/agenda/2018/10/asia-and-europe-can-both-gain-from-better-trade-links-here-s-the-key-to-success/  

четверг, 31 января 2019 г.

По развитию экономики


Только, что досмотрел расширенное заседание Правительства с участием Главы Государства. Трепетное отношение и предложения Президента к вопросам развития, надеюсь найдут свою практическую реализацию в ближайшее время. Не могу не прокомментировать с той позиции почему экономика все еще не развивается с позиции экспорта, инвестиций, обрабатывающей и инновационной экономики. Действительно - это работа не одного МИД или Правительства.

1) Статистика. Бизнесу необходима точная информация для планирования. Сегодня статистика разниться настолько, что большинство уже не верит в статистику. Нужно действительно вывести статистику для бизнеса на новый уровень. Сейчас статистика либо приписывается, либо занижается из-за теневой экономики, или показать результативность перед руководством.

2) Не правильное информирование руководства госорганов. Например, сегодня Глава государства отметил о средней заработной плате по стране 250 000 тенге. Находясь в регионах уже больше года и работая в образовательной сфере и других секторах экономики, хотел бы отметить, что имея столь обширный опыт, я не получал на руки не более 200 000 тенге в месяц. А в Университете и колледже, где преподаю и отдаю большую часть времени, как старший лектор, с точностью могу сказать, что зарплаты у преподавателей на полную ставку начинаются от 46 000 тенге в месяц. За звание PHD доплачивается около 30 000 тенге в месяц, и остальное зависит от стажа работы (за каждый 3 года стажа добавляется около 4 000 тенге).

Если сравнивать с любой более развитой страной, где начинающие лектора и даже ассистенты получают в среднем от 3 000 долларов США, то у нас опытные преподаватели, ученые и исследователи получают от 200 долларов США в месяц.

3) Что самое важное. Сфера образования и науки является самой низкооплачиваемой сферой экономики. Благодаря понимаю многих руководителей мне удалось изучит сферу образования и науки, в особенности, на региональном уровне, с позиции бизнеса и будущего. И в этом плане все еще ничего не сделано на практике. Это печально видеть до сих пор, но благодаря многим новым руководителям все меняется в очень быстром темпе. При этом мы должны понимать, что для развития инновационной экономики и мощной обрабатывающей отрасли, самые высокие доходы должны быть именно в сфере образования и науки.

4) Мы сегодня удивляемся, почему среди молодежи высокий уровень преступности, разводов, и много много другого неприятного. А инновации и отрасли почему не развиваются, как хотелось бы. Ответ простой. А все потому, что в наших экономиках мы действительно забываем на что живут сегодня наши преподаватели, ученые и исследователи, которые обучают наших детей, дают идеи и предложения для бизнеса. А кто работают и преподают на самом деле в наших детсадах, школах, колледжах и ВУЗах за такие низкие заработные платы? Кто работает в больницах и поликлиниках днем и ночью за такие низкие оклады? Куда уезжают наши опытные и квалифицированные специалисты на самом деле?

5) За последний год, я опросил около 50 студентов и около 20-30 преподавателей различных учебных заведений. При возможности все хотели бы уехать в зарубеж. Это печально. Ответ у студентов очень простой. У нас зарплаты очень низкие и не дают работать. Это я бы сказал уже на уровне национальной безопасности.


6) Чтобы сделать зарплату высокой, бизнес и госсектор должны быть в постоянной связи с сектором образования и науки. Чем больше финансируется сектор образования и науки, тем быстрее развиваются все другие сектора экономики.

На сектор образования и науки должен фокусироваться бизнес сектор и государственный в плане доходов, идей и исследований. По сути, в науке и образовании развитых стран мира работают относительно самые богатые граждане, после лидеров и владельцев бизнеса.


7) У нас есть хороший пример с Назарбаев Университетом, другими ВУЗами. Но на региональном уровне, сектор образования и науки должен принять новые обороты развития. Нужна действительная мощная финансовая поддержка.

8) Почему финансовая поддержка? Сегодня, входя многие аудитории, я пониманию, что во многих практически нет компьютеров, нет сети Wifi, нет проекторов и досок. Один из студентов даже сказал мне, что я был единственный преподаватель который приносит свой ноутбук для того, чтобы показать свой материал.

9) Важный вопрос также касается доступности для поддержки населения. В регионах и во многих центральных госорганах, ВУЗах, я также заметил, что электронную почту практически нигде не используют для официальной и деловой переписки. Начиная с акиматов, департаментов и других учреждений, включая сектор образования. Мне кажется, для акиматов должен быть рейтинг именно по использованию электронной почты. И в стране нужен новый закон по электронной коммуникации через емайл на уровне устной и письменной

На госорганы ориентируется население, бизнес и молодежь. Иногда для меня очень поразительно, что многие бизнесмены и студенты (даже 2-4 курсов) не владеют электронными адресами.

Я представляю, чтобы отправить свое предложение в департамент, гражданин должен распечатать свой материал на бумаге, заехать в акимат, записаться на прием к акиму района или города, ожидать целый 2-3 месяца и потом уже после личной встречи передать материал/письмо. Все это отнимает кучу времени и снижает эффективность для всех. Так получая электронной почтой, в зависимости от контента, получатель мог бы эффективно и моментально распределять задачи по нужным отв. лицам. Тогда бы снижалась бы в целом загруженность сотрудников на различные встречи. Так как запросы обрабатывались бы эффективно удаленно и все решалось намного проще, а важные встречи назначались бы по электронной почте. Причем нет необходимости создавать специальные дни приемов, блоги, социальные страницы и т.п. для решения вопросов населения.

Избранное сообщение

Прогноз и рекомендации по развитию экономики и интеграционных процессов в ЦА

Мы видим рост различных противостояний в мире, не только в развивающихся странах, но и в развитых странах мира.  Важные даты, которые вызову...