Translate

вторник, 3 января 2023 г.

Казахстанские Маркетплейсы: уничтожители бизнеса или их поддержка?

Сегодня мировой рынок маркетплейсов бурно развивается. На мировых маркетплейсах таких как Алибаба, Амазон и другие можно найти как супердешевые товары, так и супердорогие. Есть также возможность индивидуализации продукции под любой бренд.

На данных платформах, вы не найдите таких бешеных кредитов как на платформах казахстанских маркетплейсов (Каспи, Колеса и т.п.).

Почему казахстанские маркетплейсы являются убийцами казахстанского бизнеса? Этот вопрос долго мучает меня. Сегодня построюсь в вкратце ответить.

1) цены на товары в 2, а по некоторым товарам 5-6 раза дороже чем в Европе, Азии и на Ближнем Востоке. Причинами этого является то, что практически вся продукция маркетплейсов в основном является импортной.

2) лоббирование интересов со стороны олигархов внутреннего рынка на закрытие доступа для свободной конкуренции. Каждое постановление, которое ограничивает деятельность граждан для свободной торговли защищает интересы ограниченного круга олигархов и банкиров, которые не заинтересованы в развитии и финансировании перерабатывающей промышленности, новых индустрий.

3) защита банков и других институтов для потребительского кредитования. В любых супермаркетах и торговых площадках по покупке потребительских товаров зарубежного производства можно получить кредит, который выдается по постановлениям Правительства за счет денег налогоплательщиков. При этом потребители на внутреннем рынке ограничены в правах.  Например, банковские счета потребителей, в особенности безработных или тех кто имеет сложности по оплате, могут арестовать (без суда и уведомления), арестовать выезд зарубеж и т.п. С этого года есть послабления, но законы опять же направлены на унижение потребителей, но ни как ни банков. Т.е. банкротом можно объявить потребителей, но в плане ответственности банков - нет никакой ответственности по кредитованию казахстанского бизнеса под минимальные проценты.

4) ограниченный доступ граждан на зарубежные рынки из-за арестов по кредитам и выезда зарубеж. Сегодня, практически 1 миллион граждан, или около 1 миллионов семей ограничены в покупке товаров по лучшей цене. К примеру, из-за ограничений граждан, если электромобиль который можно купить за 20 000 долларов США в странах Азии, Европы, и т.п., у нас нужно заплатить за аналог от 50 тыс. долларов США.

5) ограниченный доступ граждан к зарубежным маркетплейсам из-за языкового барьера. Более или менее работает российский маркетплейс Вайлдберриез. 

6) если сегодня на Амазоне можно начать торговать за 35 долларов США в месяц, а на Алибабе за 2000 долларов в год. То на платформе Каспи вы должны заплатить 15% от стоимости вашей продукции.

Самыми важными пунктами, которые являются большим упущением для Правительства страны является следующие пункты:

1) К примеру, до сих пор в индустриальных парках открываются крупные производства, чьи технологии практически являются устаревшими. Либо открываются производства, которые производят вторичное сырье для заводов ближнего зарубежья.

Для поддержки современных технологий, в особенности с применяем ИКТ - в индустриальных зонах нет нормальной инфраструктуры. К примеру, в индустриальном парке Тассай дороги разбиты, в индустриальном парке нет специальной зоны для стартаперов, нет столовой, нет специального общественного маршрута, нет специальных программ туров или связи с университетами. Практически такая ситуация со всеми технопарками и индустриальными зонами. 

Т.е. ситуация такая, что обычный начинающий предприниматель или студент с инновационной идеей никогда не найдет места в технопарках. 

Все кто запустился - это крупные предприятия, которые запущены с большими откатами и по связям с местными исполнительными органами. Молодым предпринимателям, которые начинают работу обычно в гараже или кружках,  нужны специальные конструкторские или ИТ мастерские при технопарках, куда могут записываться студенты и желающие предприниматели для запуска своих проектов.

2) Создание системы кредитования отечественного бизнеса на экспорт. Новые идеи всегда требуют капитала, тем более для экспортного бизнеса. Причем дешевых денег.

В нашей системе банки кредитуют бизнес под 24% и выше и в основном на 3-5 лет. Такие кредиты в крупных объемах берут в основном по знакомству и под залог недвижимости или других активов. Проблема в том, что чем выше процент денег - тем выше риск. Земельные ресурсы в настоящее время не закладываются так как  крупные землевладельцы могут отдать под залог за дешевые кредиты иностранным банкам или инвесторам. Это другой конфликт, где не работают механизмы прозрачного распределения земельных ресурсов для способных фермеров.

3) На уровне Правительства, государство всегда тормозит развитие альтернативных финансовых систем. К примеру, до сих пор развитие блокчейн технологий тормозиться из-за опасения Правительства потери контроля над тенге. Тогда как блокчейн технологии позволяют оплачивать тенге, конвертируя любую валюту, крипто или другие активы. И с другой стороны более 40% мировой торговли до сих пор производится в долларах. 100% торговли с РФ - в рублях и т.п.

4) Мой опрос некоторых предпринимателей подтвердил, что на получение государственных или частных банковских кредитных ресурсов предприниматели платят от 10 до 40% стоимости получаемого объема кредита. Были озвучены департаменты (УСХ, Предпринимательства, СПК и другие, а также представители МФО, банков, прокуратуры, санэпидстанций и т.п.). При этом  проценты банков, которые ложатся бременем на бизнес, могут в среднем варьироваться от 8% до 24% годовых. А это в свою очередь отражается на качестве и в целом в построении долгосрочных видов производства, которые требуют постоянного совершенствования и инвестиций.

Позитивное развитие Казахстана за счет экспорта ресурсов является самым положительным трендом, который превалирует над импортом. Но ресурсные компании сегодня являются полностью государственными или принадлежат квазигоссектору.

Из-за отсутствия маркетплейсов или бирж нового уровня (как в Австралии, Канаде и др.), казахстанские производители ресурсов также постоянно зависимы от перекупщиков и зарубежных маркетплейсов. К примеру, в печати и СМИ уже говорили о том, что налоги за нефть оплачиваются со стоимости от 24 долларов США, при этом на мировых рынках нефть продается по 70-80 долларов США, а то и выше. Казахстанская нефть реализуется в оффшорных зонах, где основная доля валюты оседает на счетах, которые между собой делят топ чиновники, подставные лица и заинтересованные круги.

Концепция МФЦА была очень привлекательной в начале, но сложности возникли в реализационной части из-за отсутствия механизмов и инструментария. Здесь важно было не юридическая и институциональная база на которую сделали большой фокус, а сам механизм взаимодействия и управления новым финансовым маркетплейсом. 

Таким образом, отсутствие собственных конкурентных маркетплейсов делает экономику зависимой от импорта и практически не дает экономике выйти на уровень развитых стран вот уже последние 10-15 лет.

В следующих материалах постараюсь и давайте раскроем решения и инструменты для эффективного регулирования данной сферы для появления на рынке не хищнических, а конкурентных прозрачных мировых маркетплейсов.


воскресенье, 18 декабря 2022 г.

Комментарий к новости о базовой ставке и в целом по работе Правительства

Проблема Правительства нашей страны в том, что оно не осознает уже вот десятки лет, что инфляция растет из-за того, что весь инновационный бизнес умирает внутри страны не доживая 3-5 лет. Банки стали маркетплейсами импортных товаров и олигархических структур. Граждане вынуждены покупать у них импортное. Валюта уходит во вне. Внутри увеличивается объем тенге. Инвестиционных инструментов практически нет. Курс доллара не соответствует реальному курсу рубля и доллара. Экспортируется в основном все еще сырье, где по учету доходов и расходов все тоже не очень прозрачно. Хотя многие связаны с госорганизациями и холдингами.

В целом, экономика РК живет без экономической школы. Налоговая, фискальная система адаптируется медленно. Ярких экономистов практически нет. Правительство живет в своем понимании экономики, чтобы поддержать банкиров и свои частные интересы.
На данном этапе стране нужно новое Правительство и современная система НБ с формированием нескольких экономических школ, которые смогут вывести страну на новый уровень развития экономики. Нужна новая налоговая и фискальная политика для регионов, а также для отраслей, которые все еще работают в теневой экономике. Отдельная налоговая система нужна для МСБ и стартапов.

Платформы Министерства финансов по налогам или статистике не удобны для работы. Нет собственной системы и ПО для бухгалтерской и финансовой системы РК. Разные предприятия работают или на европейских или российских системах (к примеру 1С Бухгалтерия, SAP и другие)....Развитие ИТ сектора идет в каком то непонятном направлении....Казахтелеком сфокусирован на игровой сфере, министерство - уже который год не может добиться нового телефонного кода страны, полного покрытия интернетом школ РК и внедрения 5G в регионах. Более того, система статистики страны до сих пор не отражает реальную экономику. А это не помогает бизнесу планировать..Уже 4-5 лет если не больше, одни лишь концепции и программы без действенных механизмов...

Конечно отдельно можно отметить работу Электронного Правительства, который стал действительно лучше. Но это заслуга тех лиц, которых в Правительстве вообще не видно.


В целом в Правительстве нужны новые кадры (в особенности по экономическим вопросам, образованию, науке, инновациям, здравоохранению, инфраструктуре и ЖКХ) с новым взглядом на развитие экономики в период преодоления кризиса. В Правительстве нужна лидерская личность, который как дирижёр будет управлять всеми рычагами исполнительной власти. Почему бы не привлечь зарубежных министров из Южной Кореи, Сингапура, Японии, Австралии или Канады (кто знает казахский или русский язык) как это сделали другие страны региона?! Они могли бы показать как работать по новому даже если с погрешностями. В противовес, сегодня министры и Премьер забросили свои участки. Их не видно в информационном пространстве, на различных обсуждениях или форумах, где они могли бы защищать свои какие то позиции по делу с мировыми экспертами...Они скрытны и постоянно с докладами, которых никто не слушают и не читают, а самое важное не верят в их силу.... В особенности, министров экономик, инфраструктуры, ЖКХ практически не слышно в медиа сфере.

Для иллюстрации, сегодня до сих пор нет единой системы для ЖКХ. К примеру если в доме прорыв или нет света - нет служб отвечающих за контроль и за качество услуг ЖКХ. Нет единого колл центра по стране, чтобы моментально решить вопрос.

Надеюсь каждый осознает свою работу в Правительстве и уступит свое место более продвинутым управленцам, которых в стране уже не мало. Это должно войти в культуру уступать место более продвинутым. Место в Правительство не должно быть, чтобы цепляться за это место как к источнику имиджа семейства или как к источнику богатства за счет использования власти и служебного положения. Когда мы победим эти аппетиты будет у нас экономический рывок и прозрачность действий. Благодарю за внимание и надеюсь, что у нас все это заработает в Новом Году.

пятница, 16 декабря 2022 г.

Комментарий на интервью Г.Явлинского

После интервью Г.Явлинского любому гражданину планеты станет страшно за Россию. Что важно отметил Г.Явлинский - это то, что в историческом плане прошло не так много времени, чтобы все еще осознать катастрофу решений Президента РФ на дальнейшую судьбу миллионов россиян и в целом региона. И даже 30 лет независимости не такой большой опыт в мировой практике, чтобы сделать выводы о своей могущественности в качестве наследницы СССР. Ведь идеология Советского Союза 74 лет строилась не на захвате новых территорий, а скорее на интернационализме, формировании советского гражданина на всех просторах многонациональной СССР и союзных стран.

Сегодня убивать любого гражданина по приказу политика, это по сути право убивать любого гражданина. Такое желание у человека или для примера у убийц может появляться только после совершенных действий и истребления не только отдельных людей, а целых народов. Т.е. предыдущего опыта. А это уже как отметил Г.Явлинский связано с системой бывшего СССР.
 
Я думаю, что дальнейший мир на планете и независимость государств, а тем более стран членов ООН, не должен зависеть от решения только лишь президента одной страны и тем более союзных стран, ведущих политику против уничтожения любого гражданина планеты. В группе лиц с охраной и доступом к ядерной кнопке в любой ядерной стране должны быть как минимум еще 3 человека. А лучше, чтоб в глобальных условиях сохранения безопасности каждая страна доверила бы военную защиту безопасности страны и независимость коллективным силам ООН.
Я надеюсь, что политики начнут рассматривать свои ошибки в контексте истории и более широкого периода времени для сохранения планеты будущим поколениям.

Ссылка на интервью: https://fb.watch/ht2fiuisY-/

Избранное сообщение

Прогноз и рекомендации по развитию экономики и интеграционных процессов в ЦА

Мы видим рост различных противостояний в мире, не только в развивающихся странах, но и в развитых странах мира.  Важные даты, которые вызову...