Translate

воскресенье, 5 февраля 2023 г.

Налоги для бизнеса и прозрачность

Сегодня на рынке Казахстана можно наблюдать очень странную картину.

В крупные предприятия (свыше 1000 чел.) входят в основном государственные компании. Это масса проблем на уровне коррупции, разных схем трудоустройства знакомых и т.п. Есть конечно же частные в особенности на уровне строительного рынка, онлайн продаж и других. Но в целом брендов еще мало. 

Средние предприятия (до 200-300 человек) - это в основном частные предприятия, которые получили кредиты от государства. У них тоже массу проблем на уровне технологий, оборотных средств и т.п. Для дальнейшего роста им не хватает капитала.

Малый бизнес (до 2-50 человек) - это в основном частные предприятия, которые для открытия бизнеса также привлекли кредиты и работают в различных сферах.

В целом, несмотря на легкость ведения бизнеса, деловая среда не стимулирует бизнес к росту по ряду причин. Высокие процентные ставки банков (более 20%), слабая инфраструктура (так как нет необходимости строить инфраструктуру если на рынке малое кол-во бизнеса), слабая научная деятельность бизнеса (многообразие налогов и платежей не позволяет бизнесу выделять деньги на науку и инновации, нет стимулирования) и другие причины.


В целом, в настоящее время, предприятия и бизнес РК загружены:

1) по уплате НДС (как на покупку, так и на продажу) в зависимости от оборота;

2) КПН в размере 20% от прибыли

3) по уплате ИПН в размере 10% от заработной платы сотрудника

4) по уплате пенсионных отчислении в размере 10% от заработной платы сотрудника

5) по уплате соц. налога в размере 6% от заработной платы сотрудника

6) по уплате других соц. и мед. отчислений в размере 8%

7) по уплате налога на транспорт

8) по уплате налога на землю

9) по уплате коммунальных платежей

10) по уплате аренды и многих других платежей.

Кроме всех этих расходов, предприятие должно ежемесячно оплачивать:

1) за сырье;

2) за запчасти к оборудованию;

3) за обучение и повышение квалификацию сотрудников;

4) исследования по направлениям развития продуктов и рынков;

5) за внедрение новых оборудований;

6) за участие на выставках;

7) за рекламу и продвижение своей продукции;

8) заработную плату и многое другое еще.

А если сырье или оборудование закупается зарубежом, то еще нужно оплатить:

1) различные таможенные платежи и НДС;

2) оплатить транспортные затраты;

3) оплатить брокерские услуги;

4) оплатить за таможенный склад и т.п.

Новый бизнес который только открылся практически находиться в очень тяжелом положении и конечно, наш бизнес никогда не вырастить, работая честно и прозрачно. 

Поэтому, в Казахстане практикуется двойная бухгалтерия, приветствуется оплата в конвертах, ну и возможность договориться с налоговыми, таможенными органами, органами сертификации, СЭС, пожарной службой, прокуратурой, КНБ, полицией, судами, или любой другой службой, которая проверяет бизнес, решает ее судьбу в различных ее формах.

Поэтому у нас в стране мы каждый раз видим задержки рейсов, нарушения прав потребителей, пожары на рынках, аварии на дорогах, отравления детей в школах и т.п.

Важно чтобы налоговая система стимулировала бизнес на развитие бизнеса, но не нарушения и отхода от правил для того, чтобы сэкономить или решить другие вопросы.

На мой взгляд, для стимулирования бизнеса требуется следующие действия:

1) Освободить бизнес от всех налогов, в т.ч. КПН, НДС и других, если количество сотрудников не превышает 1000 сотрудников. Либо сделать их на уровне 1%. Если превышает 1000 человек то, включить в другие налоги в размере 2 до 20%. Главное обоснование для этого - бизнес создает рабочие места, ведет прозрачную деятельность и т.п. Создание рабочих мест в экономике стимулирует деловую активность и тем самым порождает новый спрос на товары и услуги более высокого качества. Это увеличивает ВВП региона, города или села, а значить обеспечивает привлекательность для дальнейшего роста, инвестиций и развития.

2) Обязать платить налоги только на каждого сотрудника, включая учредителя. Т.е. компания платить налоги по факту. Получение суммы пособий, кредитов зависит от уровня дохода граждан. Поэтому это будет стимулировать, чтобы граждане сами контролировали бизнес и при необходимости сообщали в органы защиты прав граждан.

Учредители или владельцы компании не должны платить для себя ИПН и еще КПН как элемент его дохода.

3) Стимулировать бизнес по поддержке беспроцентных долгосрочных кредитов, грантов и налоговых льгот по уплате ИПН или КПН (для крупного бизнеса по приоритетности секторов), если бизнес открывает определенное кол-во рабочих мест, экспортирует продукцию, строить для региона дороги, школы и т.п., инвестирует в строительство в здания и сооружения, новые технологии или исследования и т.п.

В целом такие действия позволят:

1) избежать двойного налогооблажения;

2) вести прозрачный бухгалтерский учет;

3) инвестировать в развитие и рост бизнеса, а значить и ВВП экономики региона и области.

среда, 1 февраля 2023 г.

Устройства власти в 3 странах

В приложении 3 схемы устройства власти (США, РФ и Германии). Несмотря на то, что США является Президентской страной, полномочия Президента ограничены в плане назначений, который должен утверждаться Конгрессом. Конгресс или Парламент являются по сути важным органом контроля законодательства. С другой стороны уровень Конгресса, Президента и Верховного Судьи практически одинаковые.


Анализируя структуры управления власти США и РФ можно сделать вывод о том, что Казахстан скопировал понемногу от держав 20 века, которые теперь отстают уже от Китая по многим индикатором роста экономики. Конечно такая форма управления в системах с более демократическими принципами не дало росту потенциала экономик на нужном уровне (из-за централизованного управления власти), а более того страны начали финансировать войну сначала в Грузии, потом на Украине и т.п. Это еще раз подтверждает неэффективность Президентской формы правления в странах, тем более в странах которые в страхе держали мир с 50 годов прошлого столетия.


Важнее на мой взгляд опыт Германии, где Бундестаг и Бундесрат являются важнейшими органами контроля власти в стране. Судебная система также назначается и утверждается только в Парламенте.
Учитывая, сценарий прошлого по развитию авторитарных систем, которые привели к зарождению нацизма в Германии в 30 годах 20 века, а также опыт в других странах Ближнего Востока, Азии, Африки, Америки, в т.ч. и Казахстана, где зарождались Президентские власти, которые превращались в дикторские режимы на 20-30 лет, Казахстану, да и многим странам мира важно перейти к Парламентской системе управления, когда каждый голос в стране имеет силу, чтобы не сделать масштабных ошибок для человечества.
Опыт Германии уникален. Сегодня Германия занимает 4 строчку по развитию экономики и это одна из с тех стран, где поворот на зеленую экономику и новые технологии играют ключевую роль.


Для перехода к Парламентской системе, Казахстану нужно внести изменения в ст.2 Конституции РК по части перехода с Президентской системы управления к Парламентской. На выборах в марте следуют поддержать активные партии и выбрать как можно больше представителей с проведением честных и прозрачных выборов в стране.
С другой стороны, многие страны с Парламентской системой управления всегда будут готовы помочь Казахстану и другим странам в обмене опыта и выстраивания более прозрачных политических систем, основанных на мнений различных социальных групп.
Надеюсь этот краткий анализ послужит толчком для развития более избирательных цивилизаций в нашем непростом мире противовесов, баланса природы и различных мнений.

понедельник, 30 января 2023 г.

О личном опыте и системе правосудия

На личном опыте убедился, что система ЧСИ, которая подчиняется МинЮст, т.е. Исполнительной власти имеет права по своему усмотрению решать без решения суда. Частные судебные исполнители могут выносить не выходя из своего кабинета судебные решения на основе устаревших решений и т.п. Я увидел как ЧСИ практически не принимают во внимание слова и требования судов, которые больше подчиняются Судебной Системе.

Я подумал, у нас Исполнительная власть в силу своего положения и дозволенности за 30 лет потеряла совесть и подзабыла, что согласно статьи 3 Конституции источником власти является народ, а не исполнительная власть. Полномочия Исполнительной власти не должны быть выше Президента, Судебной системы и Законодательной системы. У нас наоборот с учетом увиденного. Может Премьер-министра или кого то в Правительстве уже определи будущим 3 Президентом страны. Или может кто берет взятки на уровне, чтобы облегчать работу банкиров и бизнесменов? А может это один из способов влияния Правительства на граждан или журналистов за конструктивную критику или раскрытие масштабных преступлений (ведь бюджет тратить на широкую ногу только исполнительная власть)? Вопросов конечно много. И самое важное в нашей государственной системе, что-то не так - в фундаментальной части. И это надо решить на уровне избирательности членов Правительства, которые должны предлагаться от различных политических партий (не только партии Аманат). 

Орган, который тратить госбюджет не должен контролировать через Минюст РК всеми ЧСИ и тем более система не должна ограничивать права граждан, журналистов и других. Это противозаконно и в этом скорее главный беспредел, который все эти 30 лет использовала прошлая система для контроля поведения населения (тем самым запустила механизм самоуничтожения).

При отстающей системе, за любую критику исполнительной власти, граждане будут нести ответственность через ЧСИ, ДГД и их решения, в т.ч. через систему ЖКХ и т.п.. А если это было как в прошлом, когда на уровне родственных связей в КНБ и других органах, так обычный гражданин просто не будет иметь никакой правой защиты перед такой всемогущей исполнительной системой (даже судьи будут зависимы в плане бюджета, выделения квартир и т.п.). Поэтому очень важно ограничить деятельность Минюст РК в плане воздействия на граждан через систему ДГД, ЧСИ и других органов по адм. производствам. Возможно это и есть ключ к снижению уровня арестов счетов граждан, ареста недвижимости и т.п. А самое главное для восстановление прав и свобод граждан, в особенности перед банками или митинговавших граждан, которые посадили на все виды арестов. За последний месяц в системе МинЮста количество арестов увеличилось с 29 млн. счетов до 30 млн. счетов Это говорит о том, что слова Главы Государства противоречат действиям своей же исполнительной власти.

Ведь как правило аресты счетов и недвижимости и т.п., а тем более выезда зарубеж применяются к преступникам, коррупционерам, которые украли, отобрали или своровали чужое или государственное. 

По гражданским искам, в особенности по взаимоотношениям с бизнесом и банкирами (или между ними) - аресты счетов, выезда зарубеж, аресты недвижимости - нужно отменить. Если банк выдавал кредиты без изучения кредитополучателя, то почему Суд и МинЮст должны решать проблему банкиров путем ареста счетов и недвижимости граждан (это повод для большой коррупции и т.п.). Рынок должен регулироваться на основе опыта и взаимодоверия, а также на основе равности перед законом.... Только так можно выстроить правое общество, в т.ч. и в политическом русле.

Я не понимаю также о том, что зачем банкротить в стране 1 млн. граждан, без изменения отношения к ответственности банков, которые выдают кредиты под высокие проценты для того, чтобы банкротить экономику страну (когда можно просто обязать банки и граждан пойти на равный ущерб учитывая все выплаты, штрафы и пени...А остальное - это уже банковский риск, который банк должен был застраховать сам). Которым (банкам) легче стимулировать импорт и убивать любое производство внутри страны. Потому-что банкирам только так можно договориться с высшими эшелонами власти и ЦБ о кредитах для граждан через БВУ и т.п. (когда работают отечественный бизнес, население не нуждается в кредитах, а скорее в рассрочках, которые предоставляют сам бизнес сектор). Опять принятие многих законов не должно создавать плеяду более масштабных коррупционных схем в стране. 

Избранное сообщение

Прогноз и рекомендации по развитию экономики и интеграционных процессов в ЦА

Мы видим рост различных противостояний в мире, не только в развивающихся странах, но и в развитых странах мира.  Важные даты, которые вызову...