Translate

среда, 11 января 2023 г.

Подходы работы в развитии регионов, которые нужно улучшать

Хотелось бы чтобы город Шымкент и другие города регионов страны улучшались и вышли на новый мировой уровень. Поэтому пост написан с целью улучшения ситуации в регионах.

Основные 8 блоков составлены на беседе с гражданами в автобусе, на улице, горожан и гостей города Шымкент. Надеюсь, что этот материал хоть как-то поможет по новому взглянут  Правительству и Парламенту:

1) Система здравоохранения. Улучшения есть. Но вместе с тем, есть очень много жалоб на поликлиники, роддомы и скорую помощь. Хотя со слов супруги замечаю какие то улучшения в части организации. После смены врача, улучшились также и коммуникация с врачом. Видно, что и врач и психолог. Побольше бы таких.
Самый страшный случай в такси, когда таксист оказался студентом мед института в Шымкенте, который практиковался в мебельном цеху в Москве и тасовал по приезду в Шымкент, а самое важное решал за деньги всю учебу.....Вот это нужно в корне уничтожить....Студент никогда не должен нуждаться в деньгах, в жилье и в месте практики.

2) Система образования. В основном жалобы получал от родителей или родственников студентов, получал жалобы в части недопуска к экзаменам и т.п. Рассказывали также про коррупции со стороны деканов и преподавателей. Что важно, по обратной связи, зарплаты у профессоров и преподавателей все еще низкие. Они еще не могут мыслить как зарубежные. Вакансий для новых преподавателей в новых направлениях курсов (которые новы в регионе) или даже студентов в интернете (а тем более на мировых платформах) от казахстанских университетов практически нет. Видел большое кол-во объявлений в хэдхантер от Назарбаев Университета, Нарикбаева. Ну и самое важное, региональные университеты слабо финансируются Местными исполнительными органами в части исследований, проектов и т.п.

3) Система поддержки и финансирования бизнеса. Очень много жалоб предпринимателей на дорогие кредиты и отсутствие рыночной справедливой инфраструктуры финансирования. Есть государственные субсидии, есть кредиты и т.п. Но по словам многих предпринимателей не всем доступны ресурсы. И главное не для всех отраслей. Например, в финансовой, авиаконструкторском, ювелирном производстве практически многие предприниматели остались без поддержки.

4) Дороги и дорожные знаки. Эти два фактора в целом не продуманы. Замечания слышал не только от коллег из Кореи, США, России и других стран. Здесь важно понять для акиматов о том, чтобы вывести дороги и дорожные знаки на новый уровень - им нужно сотрудничать с Вузами и экспертами. В основном, у наших чиновников голова болит о том, кто выиграет тендер и как с этого поиметь побольше. Я не знаю, почему в этой сфере структуры не наказывают тех чиновников, которые привлекают компании без техники и опыта (которые потом не могут оказать сервис по разбитым дорогам после 2-3 месяцев), тем более не привлекают экспертов по приему дорог с вузов и институтов (в особенности при приеме дорог). 

5) О системе пешеходных дорог, тур маршрутов и т.п. Горожане и гости любого города обычно используют общественный транспорт, пешеходные дороги, гостиницы и туристические объекты. Очень много жалоб горожан на пешеходные дороги, которые обрываются или упираются в бездорожье.
Много жалоб гостей - на отсутствие тур маршрутов с доступом к общественному транспорту.
Позитивным является увеличение количества автобусов и доступность Яндекс Такси, Индрайвера. 
Но вот чтобы увидеть город с высоты или с гор, или поехать в ближайшие тур объекты своим ходом или на автобусе, а тем более на поезде или электричке - это немного не работает для туристов. 
Хотя в гостиницах Шымкента можно найти несколько видов карт города с указанием всех объектов. На такси это дорого, пешком - это долго. Логистика и размещение объектов не эффективно запланировано. 

6) О камерах и дорожных полицейских. Очень много жалоб и примеров. Но давайте приведу свой пример не уходя далеко. Есть какие то не понятные контрасты.
Например, сегодня дорожный полицейский изменил свой штраф с 38 тыс. и лишения права на 5 тыс. тенге, как только я ему тоном выше объяснил, что вместо того, чтобы охотиться по ледяной дороге за гражданином нужно следить за качеством дорог для движения, а в аномальных условиях решать вопросы пробок на подъемах и склонах. Он ожидал скорее всего, что я ему в карман положу денюшки после того он напугает размером штрафа и лишением прав.... По словам полицейского я развернул в неположенном месте (по которому лишение прав было бы бессмысленным. так как ранее там всегда был разворот), где из-за выпавшего обильного снега и в состоянии когда знаки дороги были не видны, а самое главное на дорогах автомобили двигались хаотично чуть не сбивая других авто или задерживая другие авто из-за прокрутки колес, я не заметил знак (хотя там я не раз ранее в городе разворачивался).
Что странно, в Шымкенте камеры установили везде, а дороги по всему городу практически не убираются и разбиты. Сегодня по городу можно было наблюдать, с кренившиеся на бок на обочину грузовые авто, пробки из-за подъемов куда не могли въехать автомобили с одной стороны и с другой стороны - полицейские автомобили, которые ждали у обочины, которым подавали сигналы с камер о нарушениях в такой ЧП день по всей стране.
Мне кажется, в работе полицейских служб нужно менять отношение к работе и конечно же коммуникацию. Чтобы они не только следили за камерами и штрафами. Тем более торгуясь "Вот вам так выходить, а потом меняя свои показания". В работе полиции нужно внедрить как минимум 3 предупреждения граждан, которые должны заноситься в базу как предупреждения (тем более в аномальных погодных условиях когда на светофорах больше нарушений, где вроде бы должны были дежурить полицейские).

7) По уборке снега, качество дорог и готовность на аномалии (ЧС). По словам горожан готовность служб города Шымкент практически на нуле. Хотя это уже второй месяц зимы.
Что важно, информация о снегопаде и аномальной погодной ситуации была уже у всех жителей за 2-3 дня ранее. Но даже после остановки снегопада дороги города были не убраны. В особенности центральные улицы. По крайней мере я не увидел ни одну снегоуборочную машину.
Мне кажется для 3 города Казахстана, который получил свой статус уже не первый год назад необходимо было изыскать ресурсы не только на установку камер, а начать с полностью реконструкции и уборки дорог по уровню статуса города. Я думаю, в акимате достаточно сотрудников, которые имеют опыт работы в условиях Астаны и северных регионов. 
По качеству таких дорог по городу Шымкент в сторону г. Туркестан или в аэропорт я никогда не видел. 
Мосты строят медленно. Заметили на новом мосте, что лампы своеобразно мигают.

8) Профсоюзы и профессиональные ассоциации. Сегодня по казахстанскому телеканалу показывали митинг медсестер в США. Не известно с какого угла. Но важно, что если в США профсоюзы организовывают  митинги по повышению зарплаты - то это призыв к справедливости, чтобы не ухудшить качество здравоохранения или образования. В Германии часто митингуют рабочие аэропортов. Чтобы обеспечить безопасность полетов нужны не просто рабочие, а профессиональные кадры, которые могут контролировать не только поток аэропорта, а также неба над городами. 
Поэтому таких профсоюзов у нас не хватает. 
Я помню в университете ЮКУ когда получал 30 тыс. за лекторство в 2018 году как старший преподаватель, это было нонсенс. Я тогда трезвонил во все колокола - не просто в МОН РК, которым было бесполезно доносить правду. А коллективы молчали и были запуганы увольнением в период безработицы (в голове).
Я думаю, что у нас не хватает профессиональных ассоциаций и профсоюзов работников различных сфер, которые бы могли защищать интересы на уровне повышения зарплат наших учителей, врачей и т.п. по заслугам, качеству работ и т.п. 
Профессионал везде востребован, если не в стране, то зарубежом. Поэтому, они никогда не будут боятся высказать свое мнение если это не устраивает. А те кто боятся, молчат и показывают свою экспертизу за счет подхалимства и подкупа вышестоящих лиц - на сегодня склоны к коррупции и многим другим нарушениям.
Сегодня у нас в стране один Атамекен - который больше политизирован, чем решает вопросы повышения профессионализма в различных сферах.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВУ и ПАРЛАМЕНТУ РК:
1) обеспечить тотальный контроль расходования бюджетных средств по назначению;
2) увеличение доходов бюджетных сфер и госслужбы на основе проф.навыков, образования и практики с повышением доходов только тех, кто прошел определенные курсы и сдал экзамены на повышение квалификации, с защитой идей или моделей (в медицине - новых результатов и методов лечения и т.п.);
3) дать возможность развиваться новым профессиональным ассоциациям и профсоюзам. На самом деле - с позиции государственных интересов развития экономики можно было бы ликвидировать бы такой однобокий институт Атамекен, с созданием и поддержкой добровольных юридических объединений на профессиональной и отраслевой основе. Пусть их будет 100. Но они будут поддерживать реальные отрасли и экспертизу отраслей.
4) вовлечение вузов в практическую работу исполнительных органов власти в вопросах экспертизы, аналитики, обучения, повышения квалификации и т.п. 
5) в целом по финансовой поддержке бизнеса нужны современные требования апробации проектов и финансирования по этапам. 
6) нужны новые законы для стимулирования развития новых финансовых инструментов со стороны частных фондов, ГЧП и венчурных инвесторов для поддержки новых проектов. 

вторник, 3 января 2023 г.

Казахстанские Маркетплейсы: уничтожители бизнеса или их поддержка?

Сегодня мировой рынок маркетплейсов бурно развивается. На мировых маркетплейсах таких как Алибаба, Амазон и другие можно найти как супердешевые товары, так и супердорогие. Есть также возможность индивидуализации продукции под любой бренд.

На данных платформах, вы не найдите таких бешеных кредитов как на платформах казахстанских маркетплейсов (Каспи, Колеса и т.п.).

Почему казахстанские маркетплейсы являются убийцами казахстанского бизнеса? Этот вопрос долго мучает меня. Сегодня построюсь в вкратце ответить.

1) цены на товары в 2, а по некоторым товарам 5-6 раза дороже чем в Европе, Азии и на Ближнем Востоке. Причинами этого является то, что практически вся продукция маркетплейсов в основном является импортной.

2) лоббирование интересов со стороны олигархов внутреннего рынка на закрытие доступа для свободной конкуренции. Каждое постановление, которое ограничивает деятельность граждан для свободной торговли защищает интересы ограниченного круга олигархов и банкиров, которые не заинтересованы в развитии и финансировании перерабатывающей промышленности, новых индустрий.

3) защита банков и других институтов для потребительского кредитования. В любых супермаркетах и торговых площадках по покупке потребительских товаров зарубежного производства можно получить кредит, который выдается по постановлениям Правительства за счет денег налогоплательщиков. При этом потребители на внутреннем рынке ограничены в правах.  Например, банковские счета потребителей, в особенности безработных или тех кто имеет сложности по оплате, могут арестовать (без суда и уведомления), арестовать выезд зарубеж и т.п. С этого года есть послабления, но законы опять же направлены на унижение потребителей, но ни как ни банков. Т.е. банкротом можно объявить потребителей, но в плане ответственности банков - нет никакой ответственности по кредитованию казахстанского бизнеса под минимальные проценты.

4) ограниченный доступ граждан на зарубежные рынки из-за арестов по кредитам и выезда зарубеж. Сегодня, практически 1 миллион граждан, или около 1 миллионов семей ограничены в покупке товаров по лучшей цене. К примеру, из-за ограничений граждан, если электромобиль который можно купить за 20 000 долларов США в странах Азии, Европы, и т.п., у нас нужно заплатить за аналог от 50 тыс. долларов США.

5) ограниченный доступ граждан к зарубежным маркетплейсам из-за языкового барьера. Более или менее работает российский маркетплейс Вайлдберриез. 

6) если сегодня на Амазоне можно начать торговать за 35 долларов США в месяц, а на Алибабе за 2000 долларов в год. То на платформе Каспи вы должны заплатить 15% от стоимости вашей продукции.

Самыми важными пунктами, которые являются большим упущением для Правительства страны является следующие пункты:

1) К примеру, до сих пор в индустриальных парках открываются крупные производства, чьи технологии практически являются устаревшими. Либо открываются производства, которые производят вторичное сырье для заводов ближнего зарубежья.

Для поддержки современных технологий, в особенности с применяем ИКТ - в индустриальных зонах нет нормальной инфраструктуры. К примеру, в индустриальном парке Тассай дороги разбиты, в индустриальном парке нет специальной зоны для стартаперов, нет столовой, нет специального общественного маршрута, нет специальных программ туров или связи с университетами. Практически такая ситуация со всеми технопарками и индустриальными зонами. 

Т.е. ситуация такая, что обычный начинающий предприниматель или студент с инновационной идеей никогда не найдет места в технопарках. 

Все кто запустился - это крупные предприятия, которые запущены с большими откатами и по связям с местными исполнительными органами. Молодым предпринимателям, которые начинают работу обычно в гараже или кружках,  нужны специальные конструкторские или ИТ мастерские при технопарках, куда могут записываться студенты и желающие предприниматели для запуска своих проектов.

2) Создание системы кредитования отечественного бизнеса на экспорт. Новые идеи всегда требуют капитала, тем более для экспортного бизнеса. Причем дешевых денег.

В нашей системе банки кредитуют бизнес под 24% и выше и в основном на 3-5 лет. Такие кредиты в крупных объемах берут в основном по знакомству и под залог недвижимости или других активов. Проблема в том, что чем выше процент денег - тем выше риск. Земельные ресурсы в настоящее время не закладываются так как  крупные землевладельцы могут отдать под залог за дешевые кредиты иностранным банкам или инвесторам. Это другой конфликт, где не работают механизмы прозрачного распределения земельных ресурсов для способных фермеров.

3) На уровне Правительства, государство всегда тормозит развитие альтернативных финансовых систем. К примеру, до сих пор развитие блокчейн технологий тормозиться из-за опасения Правительства потери контроля над тенге. Тогда как блокчейн технологии позволяют оплачивать тенге, конвертируя любую валюту, крипто или другие активы. И с другой стороны более 40% мировой торговли до сих пор производится в долларах. 100% торговли с РФ - в рублях и т.п.

4) Мой опрос некоторых предпринимателей подтвердил, что на получение государственных или частных банковских кредитных ресурсов предприниматели платят от 10 до 40% стоимости получаемого объема кредита. Были озвучены департаменты (УСХ, Предпринимательства, СПК и другие, а также представители МФО, банков, прокуратуры, санэпидстанций и т.п.). При этом  проценты банков, которые ложатся бременем на бизнес, могут в среднем варьироваться от 8% до 24% годовых. А это в свою очередь отражается на качестве и в целом в построении долгосрочных видов производства, которые требуют постоянного совершенствования и инвестиций.

Позитивное развитие Казахстана за счет экспорта ресурсов является самым положительным трендом, который превалирует над импортом. Но ресурсные компании сегодня являются полностью государственными или принадлежат квазигоссектору.

Из-за отсутствия маркетплейсов или бирж нового уровня (как в Австралии, Канаде и др.), казахстанские производители ресурсов также постоянно зависимы от перекупщиков и зарубежных маркетплейсов. К примеру, в печати и СМИ уже говорили о том, что налоги за нефть оплачиваются со стоимости от 24 долларов США, при этом на мировых рынках нефть продается по 70-80 долларов США, а то и выше. Казахстанская нефть реализуется в оффшорных зонах, где основная доля валюты оседает на счетах, которые между собой делят топ чиновники, подставные лица и заинтересованные круги.

Концепция МФЦА была очень привлекательной в начале, но сложности возникли в реализационной части из-за отсутствия механизмов и инструментария. Здесь важно было не юридическая и институциональная база на которую сделали большой фокус, а сам механизм взаимодействия и управления новым финансовым маркетплейсом. 

Таким образом, отсутствие собственных конкурентных маркетплейсов делает экономику зависимой от импорта и практически не дает экономике выйти на уровень развитых стран вот уже последние 10-15 лет.

В следующих материалах постараюсь и давайте раскроем решения и инструменты для эффективного регулирования данной сферы для появления на рынке не хищнических, а конкурентных прозрачных мировых маркетплейсов.


воскресенье, 18 декабря 2022 г.

Комментарий к новости о базовой ставке и в целом по работе Правительства

Проблема Правительства нашей страны в том, что оно не осознает уже вот десятки лет, что инфляция растет из-за того, что весь инновационный бизнес умирает внутри страны не доживая 3-5 лет. Банки стали маркетплейсами импортных товаров и олигархических структур. Граждане вынуждены покупать у них импортное. Валюта уходит во вне. Внутри увеличивается объем тенге. Инвестиционных инструментов практически нет. Курс доллара не соответствует реальному курсу рубля и доллара. Экспортируется в основном все еще сырье, где по учету доходов и расходов все тоже не очень прозрачно. Хотя многие связаны с госорганизациями и холдингами.

В целом, экономика РК живет без экономической школы. Налоговая, фискальная система адаптируется медленно. Ярких экономистов практически нет. Правительство живет в своем понимании экономики, чтобы поддержать банкиров и свои частные интересы.
На данном этапе стране нужно новое Правительство и современная система НБ с формированием нескольких экономических школ, которые смогут вывести страну на новый уровень развития экономики. Нужна новая налоговая и фискальная политика для регионов, а также для отраслей, которые все еще работают в теневой экономике. Отдельная налоговая система нужна для МСБ и стартапов.

Платформы Министерства финансов по налогам или статистике не удобны для работы. Нет собственной системы и ПО для бухгалтерской и финансовой системы РК. Разные предприятия работают или на европейских или российских системах (к примеру 1С Бухгалтерия, SAP и другие)....Развитие ИТ сектора идет в каком то непонятном направлении....Казахтелеком сфокусирован на игровой сфере, министерство - уже который год не может добиться нового телефонного кода страны, полного покрытия интернетом школ РК и внедрения 5G в регионах. Более того, система статистики страны до сих пор не отражает реальную экономику. А это не помогает бизнесу планировать..Уже 4-5 лет если не больше, одни лишь концепции и программы без действенных механизмов...

Конечно отдельно можно отметить работу Электронного Правительства, который стал действительно лучше. Но это заслуга тех лиц, которых в Правительстве вообще не видно.


В целом в Правительстве нужны новые кадры (в особенности по экономическим вопросам, образованию, науке, инновациям, здравоохранению, инфраструктуре и ЖКХ) с новым взглядом на развитие экономики в период преодоления кризиса. В Правительстве нужна лидерская личность, который как дирижёр будет управлять всеми рычагами исполнительной власти. Почему бы не привлечь зарубежных министров из Южной Кореи, Сингапура, Японии, Австралии или Канады (кто знает казахский или русский язык) как это сделали другие страны региона?! Они могли бы показать как работать по новому даже если с погрешностями. В противовес, сегодня министры и Премьер забросили свои участки. Их не видно в информационном пространстве, на различных обсуждениях или форумах, где они могли бы защищать свои какие то позиции по делу с мировыми экспертами...Они скрытны и постоянно с докладами, которых никто не слушают и не читают, а самое важное не верят в их силу.... В особенности, министров экономик, инфраструктуры, ЖКХ практически не слышно в медиа сфере.

Для иллюстрации, сегодня до сих пор нет единой системы для ЖКХ. К примеру если в доме прорыв или нет света - нет служб отвечающих за контроль и за качество услуг ЖКХ. Нет единого колл центра по стране, чтобы моментально решить вопрос.

Надеюсь каждый осознает свою работу в Правительстве и уступит свое место более продвинутым управленцам, которых в стране уже не мало. Это должно войти в культуру уступать место более продвинутым. Место в Правительство не должно быть, чтобы цепляться за это место как к источнику имиджа семейства или как к источнику богатства за счет использования власти и служебного положения. Когда мы победим эти аппетиты будет у нас экономический рывок и прозрачность действий. Благодарю за внимание и надеюсь, что у нас все это заработает в Новом Году.

Избранное сообщение

Прогноз и рекомендации по развитию экономики и интеграционных процессов в ЦА

Мы видим рост различных противостояний в мире, не только в развивающихся странах, но и в развитых странах мира.  Важные даты, которые вызову...